Сегодня наш собеседник – протоиерей Дионисий Дунаев, кандидат богословия, благочинный Святошинского благочиния Киева. Наш разговор о предстоящих юбилейных торжествах, духовных традициях и проблемах современного общества.
– Отец Дионисий, 1030-летие Крещения Руси совпадает еще с одним юбилеем – 30-летием открытия Киево-Печерской лавры. Святошинское благочиние, Святошинский район исторически связан с именем преп. Николая Печерского, князя, как его именовали – Николы Святоши. Расскажите об этой взаимосвязи – Лавры и Святошино.
– Лавра – это сердце Киева, особенно, если говорить о понятии сердца в аскетике. В старину люди пешком шли в Лавру за много сотен километров. А Святошино – это западные ворота Киева. Несколько лет назад мы встречали Всеукраинский крестный ход из Почаева именно в Святошинском благочинии. Все дороги паломника в Украине ведут его в Киево-Печерскую Лавру. Когда-то Господь обратил сердце черниговского князя Святослава и он стал монахом. Не все могут понести такой подвиг, но кое-чему преп. Никола Святоша может научить сегодня власть предержащих: сменить гордыню на смирение, жажду власти на жертвенное служение своему народу, буйство страстей на борьбу с собственным внутренним злом. Откинув властолюбие, черниговский князь, владевший огромными территориями и угодьями (олигарх, по-нашему), осознал, что нашей Родине нужна тихая молитва отшельника, а не пьяные богатырские песни на пирах с дружиной.
– Преп. Антоний принес в Киев древние азы монашества. Расскажите об этой преемственности, как она передается в Церкви из поколения в поколения?
– Traditio – по латыни, передача. Православие обладает колоссальным духовным и интеллектуальным наследием. Не хватит и целой человеческой жизни, чтобы узнать всё разнообразие богатства православной традиции. Когда человек воцерковляется, он должен понять, что не он первый идет этим путем. Ему помогут те, кто прошел путь общения с Богом и благодатной жизни в Церкви в прошедшие века. Монашество, как и апостольство, передавалось через века и расстояния. Это как зажженная свеча, которую монах несет через темный коридор в подземный храм и зажигает от нее все свечи и лампады.
– Можно ли сказать, что лучшие образцы культуры, науки, а также менталитет народа и в советский период имели в своих истоках питательные силы Крещения Руси? И в чем это проявляется?
– Христианство было и остается культурообразующей силой. И у нас и в Европе. Однако секуляризированное общество часто и повсеместно отметает это и восстает против этой созидающей силы. Таким первым бунтом секуляризма был переход от Средневековой культуры теоцентризма к Ренессансу. Сегодня массовая культура бесстыдства и потребительства правит бал. Христианская культура апеллирует к духовному преображению личности и всего, что нас окружает.
– Секулярный мир и «европейские стандарты» современного социума диаметрально противоположны христианской нравственности. Как быть?
– На сегодня Церковь остается единственным общественным институтом, который объединяет народ, учит и воспитывает, указывает нравственные ориентиры. Понятно, что внешние и внутренние недоброжелатели Украины хотели бы нас разделить, разрушить, разогнать, оболгать. Бояться этого не надо. Мы пережили более страшный период воинствующего безбожия, выживем, с Божьей помощью, и сейчас. Главное, чтобы мы не перестали быть той «солью», о которой говорит Господь в Евангелии. И если уж врата ада не одолеют Церковь, то чего бояться? Главная задача Церкви – привести человека к Чаше Евхаристии, но сегодня не только раскольники, но и политики стремятся оторвать людей от истинной веры.
– СМИ активно создают миф о «законности» УПЦ-КП Филарета, о вручении некого Томоса анафематствованному Филарету…
– Как видим, конфессиональная жизнь страны стала заложницей политических амбиций и предвыборных игр, особенно всяких информационных манипуляций. Конституционный релятивизм и цинизм беззакония коснулись сегодня и церковно-государственных отношений. Лучше бы они оставили в покое нашу поликонфессиональную страну. Не надо никого ломать через колено. Пусть различные конфессии существуют и разбираются друг с другом в духе «здоровой конкуренции». Это гарантировано Конституцией Украины: все имеют право определяться с выбором конфессии, это личное дело каждого. Вмешательство власти в круг церковно-канонических вопросов вызывает в обществе негодование и протест. В стране накопилось столько социально-экономических проблем, думается, что политтехнологи оказали президенту медвежью услугу, включив «страсти по Томосу» в список предвыборных тезисов.
– Чем лично для Вас, как киевлянина, является день Крещения Руси и памяти св. равноапостольного князя Владимира?
– Святой князь похож на нас, а мы на него! В нас, украинцах, славянах, много противоречивых черт, которые мы встречаем в святом Владимире: его языческое прошлое с идолопоклонством, страстями, и обращение к Богу, сопровождаемое совестливостью, мудростью, покаянием. В каждом из нас живет этот восходяще-нисходящий вектор – от буйства страстей и богатырской удали до покаяния и стремления к святой жизни. Св. равноапостольный князь Владимир для меня – это духовный символ возрождения моей Родины, пробуждения из языческого сна к Христовой яви. Мне хочется, чтобы наши правители унаследовали от св. Владимира его горячую любовь к Родине, заботу о людях, истинный патриотизм, который реализуется в созидательном труде и в ответственности за своё служение народу.
– Ваш отец светлой памяти прот. Сергий Дунаев инициировал возрождение Трехсвятительского храма на его историческом месте или поблизости его. Расскажите насколько важно его воссоздание?
– Ходатайство верующих о возрождении Трехсвятительского храма, к-й первоначально до разрушения назывался Васильевским и строился святым князем Владимиром, по-прежнему не находит поддержки у городской администрации. Надеемся, со временем будет возрождена и эта древняя святыня. Возродить храм – великое дело. Но еще более великое и сложное дело – собрать, создать и наставить православные христианские общины, чтобы они были, как одна большая дружная семья. Многие люди сегодня рассеяны и разобщены, прельщены ложью, ложными идеями и идеалами, многие покинули страну в поисках заработка, многие разуверились и разочаровались в существовании добра и справедливости. Нам надо вернуть людям веру, надежду и любовь. Веру в Бога, в победу добра над злом. Надежду на мир, созидание и благоденствие. Любовь к Богу и друг к другу.
С протоиереем Дионисием Дунаевым
беседовал Сергей Герук