Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Головна
  • Єпархія
    • Предстоятель УПЦ
    • Керуючий справами УПЦ
    • Вікарії
    • Єпархіальні відділи
    • Адміністративний апарат
  • Устрій
    • Благочиння міста Києва
    • Духовенство
    • Храми
    • Монастирi
  • Священикам
    • Православний календар
    • Документи
    • Звернення
    • Положення
    • Розпорядже​ння
    • Укази
    • Циркулярні листи
  • Мирянам
    • Слово Пастиря
    • Питання та вiдповiдi
    • Послання
      • Пасхальні
      • Різдвяні
    • Вчителям шкіл
  • Публiкацiї
    • Актуальне інтерв’ю
    • Богослов’я
    • Лiтургiка
    • Патристика
    • Мiсiонерство
    • Методичні матеріали
  • Новини
    • Усі
    • Анонс подій
    • Новини благочинь
    • Новини парафій
    • Соціальне служіння
    Звернення студентів Київських духовних шкіл, рідні яких захищають Україну на фронті

    Звернення студентів Київських духовних шкіл, рідні яких захищають Україну на фронті

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства храмів Кладовищенського благочиння

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства храмів Кладовищенського благочиння

    Єпископ Боярський Веніамін відвідав парафії УПЦ у Німеччині

    Єпископ Боярський Веніамін відвідав парафії УПЦ у Німеччині

    Архієпископ Баришівський Віктор звершив літургію Передосвячених Дарів в храмі на честь ікони Божої Матері «Світлописана»

    Архієпископ Баришівський Віктор звершив літургію Передосвячених Дарів в храмі на честь ікони Божої Матері «Світлописана»

    Духовенство Київської єпархії доставило гуманітарний вантаж у Херсонську та Миколаївську області

    Духовенство Київської єпархії доставило гуманітарний вантаж у Херсонську та Миколаївську області

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Макарівського вікаріатства

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Макарівського вікаріатства

    Trending Tags

    • Церква і суспільство
    • Хіротонії
    • Церковно-державні відносини
    • Предстоятель служіння
    • Освячення
    • Соціальне
    • Керуючий справами УПЦ
  • РусРус
Без результату
Переглянути всі результати
  • Головна
  • Єпархія
    • Предстоятель УПЦ
    • Керуючий справами УПЦ
    • Вікарії
    • Єпархіальні відділи
    • Адміністративний апарат
  • Устрій
    • Благочиння міста Києва
    • Духовенство
    • Храми
    • Монастирi
  • Священикам
    • Православний календар
    • Документи
    • Звернення
    • Положення
    • Розпорядже​ння
    • Укази
    • Циркулярні листи
  • Мирянам
    • Слово Пастиря
    • Питання та вiдповiдi
    • Послання
      • Пасхальні
      • Різдвяні
    • Вчителям шкіл
  • Публiкацiї
    • Актуальне інтерв’ю
    • Богослов’я
    • Лiтургiка
    • Патристика
    • Мiсiонерство
    • Методичні матеріали
  • Новини
    • Усі
    • Анонс подій
    • Новини благочинь
    • Новини парафій
    • Соціальне служіння
    Звернення студентів Київських духовних шкіл, рідні яких захищають Україну на фронті

    Звернення студентів Київських духовних шкіл, рідні яких захищають Україну на фронті

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства храмів Кладовищенського благочиння

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства храмів Кладовищенського благочиння

    Єпископ Боярський Веніамін відвідав парафії УПЦ у Німеччині

    Єпископ Боярський Веніамін відвідав парафії УПЦ у Німеччині

    Архієпископ Баришівський Віктор звершив літургію Передосвячених Дарів в храмі на честь ікони Божої Матері «Світлописана»

    Архієпископ Баришівський Віктор звершив літургію Передосвячених Дарів в храмі на честь ікони Божої Матері «Світлописана»

    Духовенство Київської єпархії доставило гуманітарний вантаж у Херсонську та Миколаївську області

    Духовенство Київської єпархії доставило гуманітарний вантаж у Херсонську та Миколаївську області

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Макарівського вікаріатства

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Макарівського вікаріатства

    Trending Tags

    • Церква і суспільство
    • Хіротонії
    • Церковно-державні відносини
    • Предстоятель служіння
    • Освячення
    • Соціальне
    • Керуючий справами УПЦ
Без результату
Переглянути всі результати
Київська Митрополія Української Православної Церкви
Без результату
Переглянути всі результати
Головна Публiкацiї Богослов’я

Епископ Белогородский Сильвестр. Слово в Великую Субботу: «Зачем Христос спустился в ад?»

3 роки назад
в Богослов’я, Публiкацiї
Час читання: 5 хв

Сегодня Великая и Преблагословення Суббота. Пасха Христова совсем близко. Мы почти уже прикасаемся к Празднику праздников и Торжеству из торжеств. Богослужение Великой Субботы уже в свете пасхальном: белое облачение, тихая предпасхальная радость в напевах. Иисус Христос — Бог и человек. И как у человека у Него есть душа. И если тело Христа было мертвым эти три дня, то что было с Его душой?

В Четвероевангелии нет прямых указаний на это. И в Посланиях апостольских не так уж много текстов, которые ответят на этот вопрос. Но их вполне достаточно: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18). «…Мертвым было благовествуемо» (1 Пет. 4:6). «Он и нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9). Итак, Христос сходил в некое место, которое названо в указанных текстах «темницей», «преисподней», и там проповедовал мертвым.

Что это за место, о котором идет речь? Его традиционно называют адом. Христос сошел в ад!

Сейчас слово «ад» воспринимается нами как противоположность раю. В аду находятся грешники, в раю — праведники. Но библейский ад, или по-древнееврейски «шеол», это нечто совсем иное. После грехопадения Адама и Евы рай недоступен для людей. И не в силу их личных грехов, а из-за той непреодолимой пропасти, которая возникла между Богом и человеком. В ветхозаветный шеол сходят все — и праведники, и грешники. Все люди на земле. Шеол — место, где нет радости, это место печали. И хотя в предновозаветные времена у евреев появились представления о некой градации в аду-шеоле, где праведники находятся в одном месте, а грешники — в другом, это не меняло коренным образом главного содержания учения о шеоле.

Учение о шеоле, по сути, — это учение о торжестве смерти. Смерть как главное следствие грехопадения управляет всеми. Она собирает свой оброк. И никто этого не может избежать. Образно говоря, смерть имеет право на каждого человека, потому что в каждом есть грех. А если есть грех, значит и смерть имеет власть: «…Грех вошел в мир, и грехом смерть…» (Рим. 5:12).

Это тотальное властвование смерти над родом людским апостол Павел называет царствованием смерти (Рим. 5:14). В одной из проповедей свт. Василия есть слова, ярко характеризующие власть смерти: «Смерть пасла человеков… пока не пришел истинный Пастырь…» До Христа Доброго Пастыря смерть пасет человечество… и ад-шеол ее законное царство.

Диавол как враг рода человеческого стремится всех вогнать в загон смерти. Ему это нужно, ему это в радость, потому что смерть противоположна жизни, которую создал Господь.

Бог есть не только Бог живых, но и Бог умерших, именно потому Он, являясь Моисею, называет Себя «Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова», которые в то время уже были умершими. Для Всевышнего все живы: и те, кто еще во плоти, и те, кто уже нет…

Богочеловек Иисус Христос пришел спасти род человеческий. И не только своих современников, но и тех, кто будет после, и тех, кто был до… Но те, кто умер до Боговоплощения и Искупления, находились в аду-шеоле. И Христос сходит в ад, чтобы их спасти.

День Великой Субботы — это день, в который Церковь вспоминает сошествие Христа в шеол.

В творениях многих святых отцов присутствует идея, согласно которой диавол стремился убить Христа. Зная, казалось бы, несокрушимую силу и власть смерти, диавол хочет смерти Иисуса. Он думает, что, убив Христа, победит его. Именно поэтому, как пишет свт. Фотий, диавол «рвался ко Кресту», радуясь мучениям и крови Спасителя.

Христос умер. Невообразимый парадокс. Умер Тот, Кого именуют Живодавцем… Умер Податель и Источник жизни.

Как такое может быть? Как это можно объяснить?

Иисус Христос — Бог во плоти. Вторая Ипостась Пресвятой Троицы, Бог-Сын, ради спасения людей воплотился и вочеловечился. Человеческая природа приобрела свое реальное бытие в Личности Бога-Слова, и потому «Христос весь есть совершенный Бог, но не все в Нем Бог; ибо Он — не только Бог, но и человек». Во Христе две природы: Божественная и человеческая. Но только одна Ипостась (Личность) — Ипостась Бога-Сына.

Поэтому если мы спросим «Кто?», например, совершает это или то действие, получим ответ: Бог-Слово. Но если мы зададимся вопросом «Что?», то ответ будет касаться природы. У апостола Павла есть выражение «Распяли Господа славы». Кого распяли? Господа. Что страдало на кресте? Человеческая природа.

Кто сошел в шеол? Господь. Что сошло в шеол? Душа.

В церковном песнопении говорится: «Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный».

Итак, Бог Сын в смерти Своей по человечеству остается с телом Своим, а душою сходит в ад и неразлучно пребывает с Отцом и Святым Духом. Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Хотя Христос и умер, как человек, и святая душа Его разлучилась с пречистым телом, однако же Божество Его осталось неразлучным с обоими».

Поэтому в ад сходит не просто очередная душа человека, как ожидал того диавол, но душа Богочеловека.

В аду, как говорится в Посланиях апостольских, Христос проповедовал душам умерших.

Свт. Епифаний Кипрский очень красочно описывает, как души, находящиеся в шеоле, ожидают избавления, потому что в шеол сходили и пророки, и праведники, которые предвозвещали приход Мессии. И вот когда душа Христа сходит в ад, когда свет наполняет темноту ада, души стремятся со всех уголков шеола к своему Спасителю, который не оставил их, но пришел за ними!

Церковь в песнопении воспевает: «Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества». Ад не выдерживает силы и славы Божьей и разрывается изнутри, сокрушается в своих основаниях.

Икона сошествия Христа во ад изображает сокрушенные врата адовы и Иисуса, держащего за руки Адама и Еву. Ветхий Адам и Новый Адам. Новый Адам пришел забрать Ветхого Адама из места печали. Адам и Ева — прародители и первые грешники. Древнейшие обитатели шеола. Сколько поколений своих потомков они встретили в аду, и все они становились пленниками ада. Но Избавитель пришел. Диавол, смерть и ад посрамлены. Весельные владетели душ человеческих остались ни с чем! «Ад остался пуст», — гласит песнопение. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор. 15:55), — восклицает апостол Павел.

Христос три дня пробыл во гробе… Мы исповедуем, что в это время Он сходил душою в ад, откуда вывел души людские.

Мы знаем, что Христос Воскрес. Нам известно это две тысячи лет, и потому для нас Великая Суббота не страшный день…

Но представим себе первую Великую Субботу… Это день после похорон Христа. Следующий день после Распятия и Смерти. Тот, кто хоронил близких, знает, что такое следующий день после похорон… Чувства учеников Христовых в ту Субботу, наверное, никто не сможет передать…

Разве мог Бог оставить в таком горе учеников своих? Три дня. Именно столько надлежало пробыть Христу во гробе. Сам Господь говорит об этом: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40). Однако из любви к ученикам Своим, дабы сократить время их скорби и быстрее даровать им радость, Христос не убавляет количество дней Своего пребывания в гробу, но уменьшает количество часов. Он пробыл погребенным три дня, но не 72 часа. Святитель Лев Великий так объясняет это: «По Своему милосердию, чтобы долгая скорбь не терзала смятенные души учеников, Он сократил со столь удивительной быстротой объявленный трехдневный промежуток, что благодаря прибавлению к целому второму дню последней части первого и первой части третьего, Он и уменьшил срок на некоторое время, и число дней не убавилось».

Ничего нет сильнее смерти… и любви. Они несопоставимы. Они разнополюсны. И если сравнивать их, то только по силе. Ветхозаветная Книга Песнь Песней так и говорит: «Ибо крепка, как смерть, любовь» (Песн. 8:6).

Но Бог явил нам и открыл в Сыне Своем, что любовь сильнее смерти, потому что ради любви можно войти в границы смерти, а смерть пересечь свои границы, выйти за свои пределы не может. Любящий в силе пойти на смерть ради любимых, а смерть полюбить не может, потому что любовь — это единение, а смерть — разлучение.

Сам Бог есть любовь (1 Ин. 4:16). И ради любви Он взошел на Крест и пресек границы царства смерти. Смерть посрамлена. Смерть побеждена. Крепость ее разрушена, и смерть обессилена. Она побеждена своим же оружием, ибо Христос «смертью смерть попрал».

Древние слова Писания гласят: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2). День седьмой суббота (Исх.16:26).

Все ветхозаветные предписания и повеления — прообразы новозаветного времени.

Суббота Ветхого Завета, день почитания, день, посвященный Господу. В Новом Завете ветхозаветное почитание дня субботы толкуется как прообраз, когда Бог-Слово почил плотью Своею после свершенного на Кресте.

Сегодня поется: «Сей день таинственно прообразовал великий Моисей, говоря: “И благословил Бог день седьмой”, ибо это — благословенная суббота. Она — упокоения день, в который почил от всех дел Своих Единородный Сын Божий. Через промыслительную смерть плотию упокоившись и вновь вернувшись к тому, чем был через воскресение, Он даровал нам вечную жизнь, как единственно благой и Человеколюбец».

Великая Суббота. Преблагословенная Суббота.

ShareShare
Попередній допис

Пасхальне послання Предстоятеля Української Православної Церкви

Наступний допис

УПЦ передала 650 пасок для медиків Олександрівської лікарні та лікарів «швидкої»

Пов'язані Дописи

Проблема календаря в Православній Церкві: історія та сучасність – архієпископ Білогородський Сильвестр
Актуальне інтерв'ю

Проблема календаря в Православній Церкві: історія та сучасність – архієпископ Білогородський Сильвестр

1 тиждень назад
34
Архієпископ Баришівський Віктор: Діалог любові чи монолог ненависті?
Актуальне інтерв'ю

Архієпископ Баришівський Віктор: Діалог любові чи монолог ненависті?

4 тижні назад
47
Слабкі місця висновку релігієзнавчої експертизи Статуту про управління УПЦ – архімандрит Митрофан (Божко)
Актуальне інтерв'ю

Слабкі місця висновку релігієзнавчої експертизи Статуту про управління УПЦ – архімандрит Митрофан (Божко)

1 місяць назад
65
Архієпископ Білогородський Сильвестр: «Я вірю в перемогу України»
Актуальне інтерв'ю

Архієпископ Білогородський Сильвестр: «Я вірю в перемогу України»

1 місяць назад
134
Архієпископ Баришівський Віктор: «Єдність народу України: чим заплатимо, якщо втратимо її?»
Актуальне інтерв'ю

Архієпископ Баришівський Віктор: «Єдність народу України: чим заплатимо, якщо втратимо її?»

2 місяці назад
70
Церковні питання вимагають спокійного та вдумливого обговорення – архієпископ Білогородський Сильвестр
Актуальне інтерв'ю

Церковні питання вимагають спокійного та вдумливого обговорення – архієпископ Білогородський Сильвестр

2 місяці назад
99
Наступний допис

УПЦ передала 650 пасок для медиків Олександрівської лікарні та лікарів «швидкої»

Популярне

  • Підсумки Священного Синоду Української Православної Церкви від 20 березня 2023 року

    Підсумки Священного Синоду Української Православної Церкви від 20 березня 2023 року

    0 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Предстоятель зустрівся з старшим радником з питань релігії Інституту миру США

    0 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Який хрест вважається більш правильним – православний чи католицький чотирикінцевий?

    0 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Звернення Священного Синоду УПЦ до Президента України Володимира Зеленського

    0 shares
    Share 0 Tweet 0

Недавні записи

Звернення студентів Київських духовних шкіл, рідні яких захищають Україну на фронті

Звернення студентів Київських духовних шкіл, рідні яких захищають Україну на фронті

24.03.2023
11
Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства храмів Кладовищенського благочиння

Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства храмів Кладовищенського благочиння

24.03.2023
46
Єпископ Боярський Веніамін відвідав парафії УПЦ у Німеччині

Єпископ Боярський Веніамін відвідав парафії УПЦ у Німеччині

24.03.2023
28
Архієпископ Баришівський Віктор звершив літургію Передосвячених Дарів в храмі на честь ікони Божої Матері «Світлописана»

Архієпископ Баришівський Віктор звершив літургію Передосвячених Дарів в храмі на честь ікони Божої Матері «Світлописана»

23.03.2023
24
Духовенство Київської єпархії доставило гуманітарний вантаж у Херсонську та Миколаївську області

Духовенство Київської єпархії доставило гуманітарний вантаж у Херсонську та Миколаївську області

23.03.2023
25

Передрук матеріалів тільки за наявності посилання

Зворотній зв’язок info@mitropolia.kiev.ua

  • Головна
  • Про сайт
  • Контакти

© 2021 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви

Без результату
Переглянути всі результати
  • Головна
  • Єпархія
    • Предстоятель УПЦ
    • Керуючий справами УПЦ
    • Вікарії
    • Єпархіальні відділи
    • Адміністративний апарат
  • Устрій
    • Благочиння міста Києва
    • Духовенство
    • Храми
    • Монастирi
  • Священикам
    • Православний календар
    • Документи
    • Звернення
    • Положення
    • Розпорядже​ння
    • Укази
    • Циркулярні листи
  • Мирянам
    • Слово Пастиря
    • Питання та вiдповiдi
    • Послання
      • Пасхальні
      • Різдвяні
    • Вчителям шкіл
  • Публiкацiї
    • Актуальне інтерв’ю
    • Богослов’я
    • Лiтургiка
    • Патристика
    • Мiсiонерство
    • Методичні матеріали
  • Новини
  • РусРус

© 2021 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви