Київська Митрополія Української Православної Церкви
  • Головна
  • Єпархія
    • Предстоятель УПЦ
    • Керуючий справами УПЦ
    • Вікарії
    • Єпархіальні відділи
    • Адміністративний апарат
  • Устрій
    • Благочиння міста Києва
    • Духовенство
    • Храми
    • Монастирi
  • Священикам
    • Православний календар
    • Документи
    • Звернення
    • Положення
    • Розпорядже​ння
    • Укази
    • Циркулярні листи
  • Мирянам
    • Слово Пастиря
    • Питання та вiдповiдi
    • Послання
      • Пасхальні
      • Різдвяні
    • Вчителям шкіл
  • Публiкацiї
    • Актуальне інтерв’ю
    • Богослов’я
    • Лiтургiка
    • Патристика
    • Мiсiонерство
    • Методичні матеріали
  • Новини
    • Усі
    • Анонс подій
    • Новини благочинь
    • Новини парафій
    • Соціальне служіння
    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Центрального київського вікаріатства

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Центрального київського вікаріатства

    Фонд Предстоятеля УПЦ передав 1000 тактичних розкладушок для ЗСУ на суму 1,9 млн грн

    Фонд Предстоятеля УПЦ передав 1000 тактичних розкладушок для ЗСУ на суму 1,9 млн грн

    Єпископ Гостомельський Аркадій молитовно відзначив день свого тезоіменитства

    Єпископ Гостомельський Аркадій молитовно відзначив день свого тезоіменитства

    Архієпископ Білогородський Сильвестр звершив чин Пасії в храмі на честь мучеників Адріана і Наталії

    Архієпископ Білогородський Сильвестр звершив чин Пасії в храмі на честь мучеників Адріана і Наталії

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Деснянського благочиння

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Деснянського благочиння

    Києво-Печерська Лавра до і після її передачі Церкві (фото)

    Києво-Печерська Лавра до і після її передачі Церкві (фото)

    Trending Tags

    • Церква і суспільство
    • Хіротонії
    • Церковно-державні відносини
    • Предстоятель служіння
    • Освячення
    • Соціальне
    • Керуючий справами УПЦ
  • РусРус
Без результату
Переглянути всі результати
  • Головна
  • Єпархія
    • Предстоятель УПЦ
    • Керуючий справами УПЦ
    • Вікарії
    • Єпархіальні відділи
    • Адміністративний апарат
  • Устрій
    • Благочиння міста Києва
    • Духовенство
    • Храми
    • Монастирi
  • Священикам
    • Православний календар
    • Документи
    • Звернення
    • Положення
    • Розпорядже​ння
    • Укази
    • Циркулярні листи
  • Мирянам
    • Слово Пастиря
    • Питання та вiдповiдi
    • Послання
      • Пасхальні
      • Різдвяні
    • Вчителям шкіл
  • Публiкацiї
    • Актуальне інтерв’ю
    • Богослов’я
    • Лiтургiка
    • Патристика
    • Мiсiонерство
    • Методичні матеріали
  • Новини
    • Усі
    • Анонс подій
    • Новини благочинь
    • Новини парафій
    • Соціальне служіння
    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Центрального київського вікаріатства

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Центрального київського вікаріатства

    Фонд Предстоятеля УПЦ передав 1000 тактичних розкладушок для ЗСУ на суму 1,9 млн грн

    Фонд Предстоятеля УПЦ передав 1000 тактичних розкладушок для ЗСУ на суму 1,9 млн грн

    Єпископ Гостомельський Аркадій молитовно відзначив день свого тезоіменитства

    Єпископ Гостомельський Аркадій молитовно відзначив день свого тезоіменитства

    Архієпископ Білогородський Сильвестр звершив чин Пасії в храмі на честь мучеників Адріана і Наталії

    Архієпископ Білогородський Сильвестр звершив чин Пасії в храмі на честь мучеників Адріана і Наталії

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Деснянського благочиння

    Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Деснянського благочиння

    Києво-Печерська Лавра до і після її передачі Церкві (фото)

    Києво-Печерська Лавра до і після її передачі Церкві (фото)

    Trending Tags

    • Церква і суспільство
    • Хіротонії
    • Церковно-державні відносини
    • Предстоятель служіння
    • Освячення
    • Соціальне
    • Керуючий справами УПЦ
Без результату
Переглянути всі результати
Київська Митрополія Української Православної Церкви
Без результату
Переглянути всі результати
Головна Публiкацiї Актуальне інтерв'ю

Для чого воплотився Бог? — єпископ Білогородський Сільвестр (рос.)

1 рік назад
в Актуальне інтерв'ю
Час читання: 2 хв
Для чого воплотився Бог? — єпископ Білогородський Сільвестр (рос.)

Ректор Киевской духовной академии и семинарии епископ Белогородский Сильвестр, викарий Киевской Митрополии, накануне праздника Рождества Христова – о главной цели Боговоплощения.

Сегодня Православная Церковь отмечает Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Трепетный образ Матери и Младенца Иисуса ярко выражен в вертепах, колядках и рождественских гимнах, как символ Рождества. Евангельские чтения этих дней представляют Рождество в несколько ином свете: хлев вместо теплого дома, трудная дорога вместо уютного очага, ясли вместо детской кроватки. Радость родителей, восторг пастухов, дары волхвов и желание царя Ирода убить новорожденного. Однако, для понимания того, что же все-таки произошло две тысячи лет назад в Палестине, нужно вспомнить еще одни евангельские слова: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1:14).

Итак, Рождество — это Боговоплощение. Младенец Иисус — это Сын Божий. Ни в каком-то переносном, иносказательном, значении, а в самом что ни на есть прямом: «Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы и Приснодевы Марии», — поем мы за каждой Божественной литургией. Бог-Слово, Сын Божий, Второе Лицо Пресвятой Троицы становится человеком. Никео-Цареградский символ веры свидетельствует об этом так: «[Верую] И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век… воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».

Сын Божий, сказано, воплотился и вочеловечился. Почему два, казалось бы, совершенно тождественных понятия употребляются в одном тексте? Недостаточно ли было просто, следуя библейским текстам, сказать: воплотился. Зачем еще говорить о вочеловечении? Обратимся же к посланию святого апостола Иоанна Богослова, в котором сказано: «многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист» (2 Ин. 1:7-8). В древности существовали разного рода еретики, которые создавали учения, которые в той или иной степени пытались умалить тайну Боговоплощения. И даже само воплощение они стремились истолковать в таком ракурсе, что Христос был не в полной мере человек: только казался человеком или же не имел полной человеческой природы. Преподобный Иоанн Дамаскин так говорит о Христе: «Он не пренебрег ничем, но воспринял всё: тело, разумную и мыслящую душу и их свойства (ведь живое существо, лишенное одного из этого, не есть человек)». Сын Божий воспринял всю человеческую природу, полную, не урезанную, не лишенную какой-то своей части (ума или воли). Он — не только плоть одушевленная, Он — человек. Он — Сын Божий, предвечно рождающийся от Бога-Отца. И в тоже время Сын Человеческий — рожденный в конкретный момент человеческий истории от Девы Марии. Важно помнить учение Церкви об одной Ипостаси (Лице) Господа Иисуса Христа. Его Божественная Ипостась воспринимает человеческую природу и, таким образом, во Христе две природы: Божественная и человеческая, но только одна Ипостась — Сына Божия. Природы во Христе, как учит Святая Церковь, соединены «неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно». Поэтому, по слову преподобного Иоанна Дамаскина, «мы не человека обоженного исповедуем, но Бога воплощенного и вочеловечившегося».

Мы, христиане, веруем в Бога Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. По учению святых отцов, отношения Бога к сотворенному миру носят троичный характер: «всякое действование от Божества, простирающееся на тварь …от Отца исходит, чрез Сына простирается и совершается Духом Святым», — учит святитель Григорий Нисский. И в Воплощении также действует этот принцип: Отец благоволил Воплощению, Сын Воплотился, а Святой Дух содействовал Воплощению. Само же Боговоплощение не внесло изменений в Бога, и природа Божественная не претерпела изменений. Бог-Сын воспринял человеческую природу, но без греховности, свойственной человеческому естеству. «В Нем нет греха» (1Ин. 3:5), — свидетельствует евангелист Иоанн Богослов. Преподобный Максим Исповедник по этому же поводу пишет: «Бог становится человеком, не пренебрегая ничем из человеческого естества, за исключением греха, ибо этот грех не принадлежит естеству». А святитель Лев Великий говорит: «Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил в себя».

Однако, образ воплощения Сына Божия был лишен славы. Апостол Павел пишет об этом так: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:6). Следует пояснить, что наименование Христа Образом Божиим носит иное значение, чем это принято по отношению к нам, людям. И в другом тексте апостол Павел говорит о Сыне Божьем как об Образе: «Бог говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3). Для правильного же понимания этих слов, вспомним слова из Символа веры: «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна». Эти слова, прежде всего, при помощи понятных для нас аналогий указывают единосущие Отца и Сына. Бог-Сын есть образ Отца в том значении, что обладает той же Самой природой, что и Отец. Сын обладает всем тем же, чем обладает Отец. Образ ипостаси — это как бы отпечаток, копия. В таком смысле, мы иногда говорим о детях, что они копия своих родителей, подчеркивая тем самым чрезвычайную схожесть родителя и ребенка. Сын Божий — Бог истинный от Отца Бога истинного в предвечном рождении обладает всем, что и Отец. И той же Славой, что и Отец. Вспомним слова, сказанные Христом в Евангелии: «Все, что имеет Отец, есть Мое» (Ин. 16:15), и в особенности: «славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира» (Ин. 17:24). Прежде основания мира, прежде всякого творения, Бог-Отец всегда, предвечно рождает Сына, и предвечно низводит Св. Духа. Эти внутритроичные отношения Лиц Пресвятой Троицы неизменные, вневременные, совершенные. Слава Божия есть у Сына Божия, Он имеет ее по природе, но в Воплощении он уничижает Самого Себя, т.е. не показывает, скрывает Свою Божественную Славу и принимает образ бесславный и немощный.

В Воплощении Сын Божий не только скрывает Свою Божественную славу, но даже не принимает славу человеческую, потому Он воплощается не в семье царей, или вельмож, сильных, богатых и славных, но, по слову святителя Григория Паламы, рождается «как бесприютный, бескровный, бездомный».

С какой целью произошло Боговоплощение? Символ веры содержит краткий, но очень ясный ответ: «Нас ради человек и нашего ради спасения». А святой евангелист Иоанн Богослов говорит так: «Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1 Ин. 3:5). В момент явления праведному Иосифу Обручнику, архангел возвещает: «родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:21). Итак, Боговоплощение ради спасения. Но почему именно таким способом Бог спасает человека? Неужели нет более простого, легкого способа? Произнести слова: «да, будет»! И все! Все спасены и кругом всеобщая радость и счастье!? Священное Писание дает нам на этот вопрос весьма лаконичный ответ: «Ибо так возлюбил Бог мир» (Ин.3:16). Святитель Григорий Нисский говорит: «Особый признак естества Божия есть человеколюбие».

Бог любит человека и в деле спасения Он желает проявить не Свое Всемогущество, но Свою любовь. А любовь, братья и сестры, она всегда действует иным способом. Нельзя заставить или принудить полюбить. Можно только любить и творить добро любимым, ожидая ответа. Таков закон любви. И Бог не заставляет, не принуждает, чтобы Его полюбили, Он Сам любит нас так, что Воплощается, страдает, и умирает за нас на Кресте. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками», — говорит апостол Павел (Рим. 5:8).

Как же нам, братья и сестры, достойно и правильно войти в праздник Рождества нашего Спасителя? Ключом к верному пониманию праздника как раз является образ Господа в уничижении и в лишении славы. Если мы научимся любить Его в таком образе, значит мы любим по-настоящему. Любим Его Самого, а не Его славу и Его Всемогущество. Сам Христос дает нам указание как стяжать такую любовь к Нему. Практически каждый день мы встречаем людей униженных, лишенных славы, лишенных самого необходимого, лишенных человеческого тепла и любви, лишенных просто доброго слова. Забудем хотя бы в эти дни себя и вспомним о них. Обратимся к ним, поможем, скажем доброе слово, поздравим с праздником. Ведь в образе таких уничиженных людей скрывается Сам Господь наш Иисус Христос. Об этом Он сам говорит, что в день суда Его спросят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» (Мф. 25:37). А Господь ответит: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40).

Братья и сестры! Выйти из привычной, как принято говорить, зоны комфорта, человеку очень тяжело. Любить других тяжело, делать доброе тяжело, терпеть дурной характер или привычки другого человека — тоже тяжело. Но иного пути у нас нет. Если бы это бы легко, это не было бы подвигом, а значит не приводило бы к очищению и совершенству. В сегодняшний день Рождества будем помнить, что наше желание увидеть Христа возможно только через любовь, но кто не любит ближнего, тот не любит и Христа (ср. 1 Ин.2:9-11). Святые отцы учат, что блажен человек, который может одинаково полюбить любого человека, потому что тогда Спаситель любящему явится Сам, как и обещал ученикам Своим (ср. Ин. 14:21) и даст такую радость, которую никто и никогда не сможет отнять (ср. Ин. 16:22). Аминь!

ShareShare
Попередній допис

Керуючий справами УПЦ освятив «автобус Милосердя» для допомоги нужденним

Наступний допис

Предстоятель очолив святкове богослужіння Навечір’я Різдва Христового у Києво-Печерській Лаврі

Пов'язані Дописи

Проблема календаря в Православній Церкві: історія та сучасність – архієпископ Білогородський Сильвестр
Актуальне інтерв'ю

Проблема календаря в Православній Церкві: історія та сучасність – архієпископ Білогородський Сильвестр

1 тиждень назад
33
Архієпископ Баришівський Віктор: Діалог любові чи монолог ненависті?
Актуальне інтерв'ю

Архієпископ Баришівський Віктор: Діалог любові чи монолог ненависті?

4 тижні назад
47
Слабкі місця висновку релігієзнавчої експертизи Статуту про управління УПЦ – архімандрит Митрофан (Божко)
Актуальне інтерв'ю

Слабкі місця висновку релігієзнавчої експертизи Статуту про управління УПЦ – архімандрит Митрофан (Божко)

4 тижні назад
65
Архієпископ Білогородський Сильвестр: «Я вірю в перемогу України»
Актуальне інтерв'ю

Архієпископ Білогородський Сильвестр: «Я вірю в перемогу України»

1 місяць назад
134
Архієпископ Баришівський Віктор: «Єдність народу України: чим заплатимо, якщо втратимо її?»
Актуальне інтерв'ю

Архієпископ Баришівський Віктор: «Єдність народу України: чим заплатимо, якщо втратимо її?»

1 місяць назад
70
Церковні питання вимагають спокійного та вдумливого обговорення – архієпископ Білогородський Сильвестр
Актуальне інтерв'ю

Церковні питання вимагають спокійного та вдумливого обговорення – архієпископ Білогородський Сильвестр

2 місяці назад
99
Наступний допис
Предстоятель очолив святкове богослужіння Навечір’я Різдва Христового у Києво-Печерській Лаврі

Предстоятель очолив святкове богослужіння Навечір’я Різдва Христового у Києво-Печерській Лаврі

Популярне

  • Який хрест вважається більш правильним – православний чи католицький чотирикінцевий?

    Який хрест вважається більш правильним – православний чи католицький чотирикінцевий?

    0 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Підсумки Священного Синоду Української Православної Церкви від 20 березня 2023 року

    0 shares
    Share 0 Tweet 0
  • Предстоятель зустрівся з старшим радником з питань релігії Інституту миру США

    0 shares
    Share 0 Tweet 0
  • протоієрей Олександр Проченко

    0 shares
    Share 0 Tweet 0

Недавні записи

Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Центрального київського вікаріатства

Відбулися загальна сповідь та спільне богослужіння духовенства Центрального київського вікаріатства

22.03.2023
38
Предстоятель зустрівся з старшим радником з питань релігії Інституту миру США

Предстоятель зустрівся з старшим радником з питань релігії Інституту миру США

21.03.2023
190
Підсумки Священного Синоду Української Православної Церкви від 20 березня 2023 року

Підсумки Священного Синоду Української Православної Церкви від 20 березня 2023 року

20.03.2023
215
Звернення Священного Синоду УПЦ до Президента України Володимира Зеленського

Звернення Священного Синоду УПЦ до Президента України Володимира Зеленського

20.03.2023
141
Члени Священного Синоду УПЦ прибули до Офісу Президента України

Члени Священного Синоду УПЦ прибули до Офісу Президента України

20.03.2023
81

Передрук матеріалів тільки за наявності посилання

Зворотній зв’язок info@mitropolia.kiev.ua

  • Головна
  • Про сайт
  • Контакти

© 2021 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви

Без результату
Переглянути всі результати
  • Головна
  • Єпархія
    • Предстоятель УПЦ
    • Керуючий справами УПЦ
    • Вікарії
    • Єпархіальні відділи
    • Адміністративний апарат
  • Устрій
    • Благочиння міста Києва
    • Духовенство
    • Храми
    • Монастирi
  • Священикам
    • Православний календар
    • Документи
    • Звернення
    • Положення
    • Розпорядже​ння
    • Укази
    • Циркулярні листи
  • Мирянам
    • Слово Пастиря
    • Питання та вiдповiдi
    • Послання
      • Пасхальні
      • Різдвяні
    • Вчителям шкіл
  • Публiкацiї
    • Актуальне інтерв’ю
    • Богослов’я
    • Лiтургiка
    • Патристика
    • Мiсiонерство
    • Методичні матеріали
  • Новини
  • РусРус

© 2021 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви