11377186_1437529236566427_1792987503505671809_n

Архимандрит Виктор (Коцаба), глава Административного аппарата Киевской Митрополии: «В единстве с Вселенской Церковью мы черпаем силы для сохранения собственного единства»

- Отец Виктор,  Вы несете послушание главы административного аппарата Киевской митрополии, в чем состоят Ваши обязанности?

- За последние годы Украинская Православная Церковь увеличилась в своем количественном и структурном обьеме. В связи с этим было произведено реформирование административной структуры Киевской митрополии. Еще при жизни покойного митрополита Владимира  я получил благословение возглавить ее административный аппарат, а также  помогать Предстоятелю и Управляющему делами Церкви руководить деятельностью канцелярии митрополии, через которую проходит вся документация УПЦ. Так что мое послушание связано, прежде всего, с администрированием. На первый взгляд оно может показаться даже рутинным,  однако эта работа очень важна, т.к.  должна быть системной и четкой. Ведь мы имеем дело и с юридическими документами и всей официальной документацией Церкви,  где каждое слово имеет свое значение.  Какие-либо ошибки или сбои в данной сфере просто непозволительны. Через наш административный аппарат проходят  все документы, адресованные Блаженнейшему,  здесь же ведется переписка с госструктурами, общественными организациями, епархиями нашей Церкви. Не менее важной нашей задачей является и обеспечение эффективного взаимодействия священноначалия Церкви со всеми Синодальными отделами УПЦ и другими церковными структурами.

Помимо этого, нам приходится решать большой спектр различных вопросов, с которыми к нам обращаются духовенство, миряне, представители органов государственной власти и неправительственных организаций. Иными словами - административный аппарат  Киевской Митрополии старается в любых обстоятельствах быть надежной опорой Предстоятелю нашей Церкви в его трудном и ответственном служении.

- Отец Виктор, Вы участвуете в различных официальных встречах от Украинской Православной Церкви, к тому же преподаете в Киевской духовной академии, являетесь ее доцентом. А еще -- многолетний ведущий видеопрограммы «Православний вісник».  Как удается нести столько послушаний одновременно?

- Господь помогает (улыбается). Только с Божией помощью и никак по-другому. В Церкви каждый ее член, будь то священник, мирянин, монах или епископ имеет целый круг обязанностей. Мирянин выполняет свои обязанности в семейном кругу, например, воспитывая детей, а также по линии своей профессиональной деятельности. В храме же он может петь на клиросе, преподавать в воскресной школе, быть волонтером в рамках церковных социальных проектов.

В свою, очередь и каждый священнослужитель имеет какое-то определенное послушание в Церкви. Но главное – это молитва у престола, богослужение в храме.

- Отец Виктор, Вы неоднократно летали в Иерусалим с делегацией УПЦ за благодатным огнем. Какие впечатления сохранились у Вас от посещений Святой Земли?

- Да, эти поездки уже стали традиционными, и каждая из них оставила в сердце неповторимый след. В этом году мне вновь посчастливилось побывать в Иерусалиме. Вообще, сколько бы  верующий человек не посещал Святую Землю, каждое паломничество туда – это новое незабываемое впечатление. Потому что Святая Земля – центр Вселенной, ее сердце, место пришествия в мир Спасителя и место Его божественных подвигов…  Во время пребывания там сердце и душу наполняют чувства, которые сложно описать словами. Я бы их назвал надмирными.

В Великую субботу наша делегация во главе с митрополитом Бориспольским и Броварским Антонием усердно молилась в Кувуклии, на Гробе Господнем, за мир на нашей Родине, за согласие и взаимопонимание между украинцами. Очень показательно, что к этим воззваниям к Богу присоединилось и множество паломников из Украины.

В целом же, сегодня весь православный мир молится о даровании мира и процветания нашей многострадальной земле. Просил об этом Бога в своих молитвах и Патриарх Иерусалимский. Именно поэтому Благодатный огонь, привезенный из Святой земли, стоит воспринимать не только как осязаемую частичку благодати Святой Земли. Это еще и яркий символ той огромной духовной поддержки, которую мы – Украинская Православная Церковь и украинский народ - получаем со стороны всего Вселенского Православия.

- По долгу службы и во время зарубежных поездок Вам приходится общаться с представителями других Православных Церквей мира. Какое отношение наблюдаете Вы к Украинской Православной церкви?

- Все Поместные Православные Церкви неукоснительно стоят на том, что УПЦ является единственной канонической (законной) православной церковью в Украине. Важно понимать - это не вопрос какого-то юридического или административного характера. Своим признанием другие Церкви свидетельствуют о том, что в УПЦ присутствует благодать, Божественная энергия, которая позволяет свершаться таинствам – причастию, крещению, венчанию и т.д. Эта та жизненно важная сила, которой напрочь лишены ушедшие в раскол. Именно поэтому у УПЦ присутствует евхаристическое общение с другими Православными Церквями мира, а у, например, т.н. УПЦ Киевского патриархата такового общения нет. Здесь можно провести аналогию с отпавшей от дерева веткой. Внешне она выглядит как часть дерева, но у нее внутри уже не бегут живительные соки, позволяющие ей каждый год давать обильную листву и богатый урожай. При этом можно, конечно, время от времени приклеивать на отпавшую ветку зеленые листочки, привязывать плоды и убеждать всех вокруг, что она в реальности жива. Однако это путь в никуда.

В связи с этим вновь повторю – на сегодняшний день Вселенская Церковь, диптих которой включает в себя 15 Поместных Церквей, признает в Украине только Украинскую Православную Церковь. Исключительно наши епископы или священники могут в любой стране мира, где есть православные храмы, сослужить вместе с духовенством той Поместной Церкви, на канонической территории которой они находятся.

Однако важно даже не это. Соприкосновение с мировым православием, приобщение к соборной благодати является для УПЦ огромным подспорьем в ежедневных трудах на благо нашей паствы и нашей Родины. В единстве с Вселенской Церковью мы черпаем силы для сохранения собственного единства. Единства, которое не могут поколебать никакие масштабные общественные катаклизмы.

- Отец Виктор, сегодня наше общество очень подвержено информационному влиянию. Активно используется термин – «информационная война». Что Церковь может противопоставить этому явлению?

- Первая и главная  задача Церкви – это молитва. Церковь должна молиться. Она живет Духом Святым, Ее бытие не пребывает в политической, экономической или какой-либо другой плоскости жизни общества. Церковь ведет человека ко спасению, к Богу, несет мир и благодать.

Поэтому, как только Церковь проявляет какую-то политическую позицию, она сразу же автоматически опускает себя до уровня обыкновенной политической партии или общественного движения.  Меняются и приоритеты. Стремление к вечности уступает место погружению в суету сует.

Однако проблема не только в этом. Церковь должна обьединять людей на пути к спасению. Включившись в политическую жизнь, она сразу же вольно или невольно начинает вносить раскол и нестроения в ряды своей паствы. Ведь там присутствуют люди с различными взглядами, симпатиями и антипатиями,  мировоззрением и идеологическими позициями.  В свете этого Церковь всегда должна быть выше политики. И заниматься не обоснованием какой-то партийной или идеологической программы, а учить добру, исполнению заповедей Христовых, призывать людей любить, быть терпимыми друг к другу.

Взять, к примеру, приход под Киевом, где я служу  - в селе Плюты Обуховского района. По моим наблюдениям, сейчас градус политического накала в обществе несколько снизился. Люди просто устали. А ведь еще полгода назад все настолько были заведены происходящим в стране, что даже на исповеди высказывали свои тревоги, начинали выяснять, кто прав и кто виноват. В проповедях  с амвона я никогда не поднимал вопросы политики. Более того, после богослужений во время бесед с прихожанами я всегда старался обьяснить, что Христос, а не какой-то политический лозунг или взгляд должен быть в центре нашей жизни. И, поверьте мне, такие беседы приносили мир в души. Ведь в храм приходят люди с разной глубиной веры. Исходя из этого, задача священника – обратить их внимание на Христа, на необходимость видеть в ближнем в первую очередь своего брата по вере, а не политического или идейного оппонента.

- Сейчас в масс-медиа особенно муссируется словосочетание «московский патриархат», «русский мир» и другие шаблоны. В 1990-х звучало -  «пятая колонна Москвы», «кегебешная церковь» и др. Как реагировать на подобные выпады?

- Никакого дополнения «Московский патриархат» в названии Украинской Православной Церкви нет. Об этом уже неоднократно говорили и писали на всех уровнях. Украинская Православная Церковь – юридически зарегистрированная религиозная организация без всяких приставок. Просто сегодня, в связи с политической ситуацией, происходят всякого рода передергивания, появляются политические клише и тому подобное.  Человек, который пытается понять природу Церкви, хочет разобраться в церковном устройстве, не будет называть нашу Церковь пророссийской, заполитизированной и т.д. Тем более, он не сможет назвать ее зависимой и не свободной в своей жизнедеятельности и самоуправлении.

- Отец Виктор, не так давно Вы приняли монашеские обеты, приняли монашеский постриг, будучи священником. Какова роль монашества в современном мире?

- Монахи – это основа церковного бытия и фундамент Церкви. Без монашества невозможно ее полноценное развитие. На данный момент в Украинской Православной Церкви действует 228 монастырей, в которых подвизается более 4 тысяч монашествующих. Для сравнения - в т.н. УПЦ Киевского патриархата насчитывается 221 монах. Уверен, эти цифры говорят о многом.

В целом - конечно, все люди в Церкви призваны к молитве, но, все же, на плечах монахов лежит особая молитвенная обязанность. Позволю себе смелую аналогию – они подобны «тяжеловесам», поднимающим на соревнованиях самые тяжелые штанги. Каждый своей молитвой укрепляет основание Церкви. В силу обьективных причин у кого-то она подобна небольшому камешку, у кого-то – булыжнику и т.д.  У монаха же она должна быть подобна глыбе, вокруг которой и складываются остальные камни для формирования надежного фундамента.

Я глубоко убежден - до тех пор, пока в православных монастырях будет непрестанно возноситься монашеская молитва, Господь будет нас слышать. Слышать, даже если в обществе будет наблюдаться духовный упадок.

Сегодня во всех монашеских обителях Украины денно и нощно возносится молитва о мире, о прекращении войны. И эта молитвенная поддержка ощутима многими людьми.

- Многие люди сегодня в Украине переживают огромные испытания на Востоке страны, в других регионах. Но и без этого в каждой семье есть свои проблемы – болезни, безденежье,  трудности с воспитанием детей, распад семей и множество других проблем. Что Вы, как священник, советуете своим прихожанам и слушателям Ваших передач?

-  Даже если человеку очень тяжело, и, кажется, что он попал в совершенно безвыходную ситуацию, очень важно не забывать, что Господь все равно с нами. Осознавать, что Бог не дает человеку креста тяжелее, чем он сможет понести.  Господь не избирает сильных, а дает силу тем, кого избрал. И каждому мирянину, священнику, простому монаху, и епископу Господь дает силы для служения, для преодоления трудностей  и испытаний.

Об этом неоднократно напоминает и наш Предстоятель Блаженнейший Митрополит Онуфрий.  Он не единожды подчеркивал, что для каждого человека очень важно понять собственное предназначение в этой жизни И, найдя в ней свое место, со смирением и ответственностью нести обязанности перед Господом, Церковью  и ближним. Этому же учил и Блаженнейший Митрополит Владимир. Его позиция - не нужно просить у Господа каких-то должностей и званий, но и нельзя отказываться, если тебе поручают какие-то обязанности.

- Ваша богословская диссертация была связана с именем Блаженнейшего Митрополита Владимира и Вы знали Блаженнейшего с детства, поскольку являетесь его внучатым племянником.  Что значит личность этого человека в Вашей жизни вчера и сегодня?

- Это был очень светлый человек. Господь наградил его великим даром – искренне и по-настоящему любить ближних. Он любил людей Христовой любовью.

Блаженнейший Владимир был всегда открыт для окружающих. Его отличительная черта – он умел быть простым, общительным и при этом - мудрым и рассудительным. И каждый, кто с ним встречался, эту встречу слагал в своем сердце на всю жизнь.

Когда я был студентом и учился в семинарии и академии, Блаженнейший часто любил гулять по Лавре. Его маршрут пролегал от 70-го корпуса к 49-му, мимо академического храма Рождества Богородицы и монашеского кладбища, где он ныне покоится. Во время этих прогулок и других неофициальных общений он говорил совершенно простые вещи, которые на первый взгляд не имели какой-то глубокой философии. Но в его устах каждое слово приобретало какую-то особую силу и значимость. Он всегда говорил то, что его собеседнику в тот момент нужно было услышать. Это я лично могу подтвердить. Как и многие другие люди, с которыми он общался. И часто его советы становились фундаментом, на котором строилась дальнейшая жизнь собеседников.  Это было одно из духовных дарований Блаженнейшего Митрополита Владимира. А их у него, поверьте, было много. В целом, Блаженнейшего можно охарактеризовать как уникального и выдающегося человека,  посланного Украине Господом на заре ее становления, рождения ее государственности.

- Приняв монашество, Вы как бы идете по его стопам…

- Мой монашеский постриг еще больше меня сблизил с почившим митрополитом Владимиром. Нынешний Блаженнейший Митрополит Онуфрий, который постригал меня, дал мне имя Виктор (в честь мученика Виктора Дамасского, память которого отмечается 24 ноября). Таким именем был назван будущий митрополит Владимир в Крещении. То есть, он был Виктором, а в монашестве стал Владимиром, я был Владимиром, а в монашестве назван Виктором. Каждый день, прежде чем приступить к своему послушанию в митрополии, захожу на могилку к Блаженнейшему и беру у него благословение.

- Вам говорили, что Вы на него очень похожи внешне?

- Часто говорят (улыбается). Приведу один пример. Когда в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Московской духовной академии, я собирал материалы для написания книги о Блаженнейшем, студенты академии помогали мне записывать о нем воспоминания, организовывали встречи с преподавателями и насельниками Лавры, которые учились  и преподавали во время ректорства Блаженнейшего в МДА. По вечерам мы пили чай и общались. И как-то раз один из воспитанников (он не знал о моих родственных связях с Блаженнейшим), заметил:  «Володя, ты очень похож на митрополита Владимира».

Кстати, очень показательно то, что и в академии, и в семинарии память о ректоре архиепископе Владимире живет уже как предание. И даже студенты, которые никогда в жизни его не видели, рассказывают о том, каким прекрасным ректором был владыка Владимир.

- В скором времени Украинская Православная Церковь будет широко отмечать 1000-летие представления святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси. Что бы Вы пожелали нашим читателям и всем гражданам страны в связи с этой датой?

- Стремиться быть достойными последователями великого князя, Крестителя нашей земли, основателя нашей государственности. Стараться уподобиться ему в любви, долготерпении, милосердии, сострадательности и мудрости. После крещения этого  некогда грозного князя стали называть «Красным Солнышком» за его христианскую любовь к простому народу, за его смирение и евангельскую верность. Нам нужно молить его о том, чтоб Украине был послан мир, единство, благополучие и процветание. Верю, что Господь по молитвам наших великих ходатаев пред Богом – равноапостольного князя Владимира, великих князей и страстотерпцев -- исполнит чаяния и молитвы  нашего боголюбивого народа.

Беседовал Сергей Герук

_________________________

Справка (Википедия):

Архимандрит Ви́ктор (в миру Влади́мир Дми́триевич Коца́ба, укр. Володимир Дмитрович Коцаба р. 5 июня 1983, село Старые Куты, Косовский район, Ивано-Франковская область) — архимандрит Украинской Православной Церкви; глава Административного аппарата Киевской Митрополии УПЦ, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Ведущий телепрограммы УПЦ «Православный вестник». Доцент кафедры церковной истории Киевской духовной академии. Настоятель парафии в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в селе Плюты Обуховского района Киевской области.
Тезоименитство — 24 ноября (мч. Виктора Дамасского).
Родился 5 июня 1983 года в семье священника в селе Старые Куты, Косовского района, Ивано-Франковской области.
В 1998 году закончил Старокутскую неполную среднюю школу. В 2000 году закончил Косовскую гимназию, где получил полное среднее образование. С 1992 по 1997 гг. учился в Кутской детской музыкальной школе. С 2000 по 2004 гг. учился в Киевской духовной семинарии. С 2004 по 2007 гг. учился в Киевской духовной академии, которую закончил со степенью кандидата богословия за научную работу на тему «Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир - выдающийся деятель Православия», которая к 15-летию Первосвятительського служения Митрополита Владимира была издана под названием «Право правящий слово Истины». С 2002 по 2008 гг. учился на заочном отделении юридического факультета Киевского национального университета им. Тараса Шевченко, по окончании которого получил полное высшее образование по специальности "Правоведение". 3 июля 2007 года принят на преподавательскую деятельность в Киевскую духовную академию и семинарию.
1 сентября 2007 года - назначен на должность заведующего канцелярией КДАиС. 10 апреля 2008 года - назначен на должность Ученого секретаря КДА. 20 июля 2008 года Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всей Украины Владимиром (Сабоданом) в Трапезном храме Святой-Успенской Киево-печерской Лавры рукоположен в сан диакона. 28 июля 2008 года в день памяти святого равноапостольного князя Владимира во время визита Предстоятеля Русской Православной Церкви в Украину, Святейшим Патриархом Московским и всей Руси Алексием II (Ри́дигером) в Успенском соборе Киево-печерской Лавры рукоположен в сан священника с возложением наперсного креста. 21 сентября 2008 года в день престольного праздника академического храма - Рождества Пресвятой Богородицы, возведен в сан протоиерея.
В 2009 году ко дню Святой Пасхи Предстоятелем УПЦ награжден правом ношения креста с украшениями. С 1 сентября - 2010 года настоятель парафии в честь иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» в селе Плюты Обуховского района Киевской области.
18 марта 2012 года в Крестопоклонное воскресенье ко дню Святой Пасхи награжден митрой.
19 июня 2012 года указом Блаженнейшого Митрополита Киевского и всей Украины Владимира назначен главой Административного аппарата Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.
29 августа 2012 года, в связи с новым назначением, освобожден от должности Ученого секретаря Киевской духовной академии.
С мая 2013 года ведущий официальной телепрограммы Украинской Православной Церкви «Православный вестник».
9 ноября 2014 года решением Ученого совета Киевской духовной академии присвоено ученое звание доцента.
20 марта 2015 года в пятницу 4-й недели Великого поста, в храме прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах Киево-печерской Лавры, Предстоятелем Украинской Православной Церкви Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всей Украины Онуфрием пострижен в монашество с именем Виктор, в честь мученика Виктора Дамасского (память 24 ноября за новым стилем).
10 апреля 2015 года, в Великую Пятницу, ко дню Святой Пасхи Митрополитом Киевским и всей Украины Онуфрием награжден правом ношения креста с украшениями.
17 мая 2015 года Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всей Украины Онуфрием возведен в сан архимандрита.

© 2013–2014 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви

Передрук матеріалів тільки за наявності посилання

Зворотній зв'язок info@mitropolia.kiev.ua