Решения Фанара вызывает больше вопросов, чем дает внятные ответы.
Во-первых, это однозначно недружественный, а точнее — враждебный шаг не только по отношению к нашей канонической Церкви, но ко всему православному народу Украины, который в процентном отношении составляет большинство, несмотря на все лживые соцопросы.
Стамбульские владыки похоронили возможность любви и доверия простых верующих, которым плюнули в душу. В нынешнем украинском обществе установился глубокий системный кризис, создаваемый политическими идеологами: людей разделили по языковым, национальным, политическим, культурным и религиозным особенностям.
Священство и паству УПЦ записали во «враги народа» — этим политические лидеры показали, что они нарушают Конституцию страны, право каждого человека исповедовать свою веру, нарушили принцип отделения Церкви от государства.
Во-вторых, в коммюнике Синода Константинопольского патриархата сказано, что Филарет (УКЦ-КП) и Макарий (УАПЦ) со всем духовенством восстанавливаются в сане, который носили до его снятия. А как же быть с теми, кто рукоположен после раскола, а как быть с теми, кто крещен в расколе?
Спрашивается: можно ли росчерком пера призвать благодать Св. Духа из-за моря и так, без молитвы, Евхаристии, всех реабилитировать?
От фанариотов ожидались более церковные действия. А тут — «той рече, и быша, той повеле, и создашася»… По их логике, в сане восстановили (митрополита РПЦ или патриарха?).
А как быть с анафемой? Про ее снятие речи в коммюнике нет. Ведь акт отлучения от Церкви еще более суровый, чем снятие сана, но об этом ни слова. Это, похоже на то, как получив епитимию от одного батюшки, бегут ее снимать к другому.
В-третьих, Варфоломей озвучил тезис, что к нему теперь могут обращаться все запрещенные клирики православного мира, т. е. он взял на себя полномочия всеправославного «папы», арбитра и последней инстанции, имеющей право вмешательства во внутренние дела любой Поместной Церкви.
В-четвертых, главная интрига — это недоговороспособность главных фигурантов реабилитации — Филарета и Макария. Как это у них произойдет? Ведь они уже не первый год пытаются выяснить отношения, но кроме разногласий не было никаких подвижек к объединению. Преградой стоят все те же непомерные амбиции раскольников обеих сторон.
В-пятых, сейчас многие говорят о силовых захватах храмов. Позволю себе усомниться. Чтобы захватить 12 тысяч приходов, нужна армия. Более того — это означает стопроцентный риск ввержения страны в новое гражданское противостояние, теперь уже на религиозной почве.
Мне, как и каждому священнику Украинской Православной Церкви, приходится напоминать нашей пастве, что все происходит по воле Божьей. Блаженнейший Митрополит Онуфрий призывает нас ничего не бояться, сохранять усердие в молитве, в выполнение наших христианских обязательств, заповедей Господа нашего Иисуса Христа.
Раскол есть тяжкий грех. И не бывает легких и приятных его уврачеваний. Господь посылает искушение всему Православию. Наши раскольники — это, говоря украинской народной лексикой, это байстрюки в хорошей православной семье.
Они хотят, чтобы их полюбили. Но они хотят не каяться, а утверждаться за счет каких-то противозаконных манипуляций, которые им удается совершать через посредство неканонических действий Константинопольского патриархата.
Очевидно, всем нам сегодня следует успокоиться на этот счет, усилить нашу молитву и единодушие, более сплотиться вокруг нашего Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Онуфрия. Мы верим, что Господь не оставит нас, верим, что Церковь водима Святым Духом, и врата ада не одолеют Её (Мф. 16, 18).