Митрополит Антоний (Паканич): «Путь мученичества можно измерить только собственными слезами»

Вся история Церкви строилась на подвигах. Узнавая жизнь новомучеников и исповедников, мы соприкасаемся с опытом стояния в вере, стояния за Христа. Митрополит Антоний (Паканич) — о подвигах, укрепляющих Церковь, закаляющих сердца, побеждающих смерть.

— Владыко, сегодня, к сожалению, среди «популярных святых» новомучеников встретишь не часто. Почему так происходит?

— Не могу согласиться с Вашим утверждением. Мои наблюдения свидетельствуют об обратном. Наши соотечественники глубоко почитают святых новомучеников и исповедников, которые близки нам по времени и даже в некой мере по условиям жизни. В то же время нужно признать, что очень часто люди привыкли искать у святых помощи в своих житейских делах и проблемах. Наверное, не так просто просить благополучия у того, кто ради Христа отказался от счастливой и сытой жизни.

Я думаю, святые новомученики укоряют нашу совесть, ведь, несмотря на христианские убеждения, наше сердце все равно остается принадлежать этому миру. Сегодня мы видим, как современный человек, который живет в условиях потребительского общества, становится все менее способным к стойкому перенесению трудностей и скорбей. Но святитель Феофан Затворник учит, что «за Господом, пронесшим Крест на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом». Это значит, что компромисс евангельского идеала с ценностями мира попросту невозможен.

Стремление к Богу означает для нас преодоление ветхого человека, освобождение от оков мира, исправление в себе той колоссальной искаженности, которая возникла в результате грехопадения. Путь к Господу лежит через крест. И если мы чего-то другого в жизни ищем — значит, мы весьма далеки от Евангелия, «ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

— Сейчас Церковь переживает сложные времена — это и захваты храмов, и клевета, и угрозы. Насколько актуален для нас пример новомучеников сегодня?

— То, что мы наблюдаем в некоторых западных областях нашей Родины, где захватываются православные храмы, а наших верующих избивают, священников с семьями выгоняют на улицу, иначе как правовым беспределом не назовешь. В адрес нашей Церкви звучат клевета и угрозы, которые порой ничем не отличаются по своей логике и контексту от богоборческих идей, приведших в ХХ веке к массовым жертвам и репрессиям.

Вместе с тем, мы должны четко осознать, что, в первую очередь, от нас самих зависит будущее нашей Церкви. Если мы не научимся самой жизнью свидетельствовать миру правду Божию, если, называя себя христианами, продолжим искать тленных и преходящих житейских благ, то участь наша будет плачевна. Новомученики открыли свое сердце для Христа, и все соблазны этого мира превратились для них в пыль. С таким мужеством они переносили все скорби и гонения, ведь кто живет со Христом, тому ничего не страшно.

В книге Сергия Фуделя «Воспоминания» в качестве эпиграфа приводится замечательный отрывок из его частного письма: «В Церкви с каждым годом все страшнее стоять, но не говорит ли это только о том, что постепенно окончательно снимаются, казалось бы, несокрушимые стены какого-то церковно-византийского благополучия и христианство возвращается к своей первоначальной Голгофе, в Гефсиманский сад. Страшно? Да! Но в этом саду Христос сказал ученикам: „Побудьте здесь и бодрствуйте“. И это должно обязать наше сердце, оно должно прислушаться к этому голосу». Думаю, сегодня эти слова звучат особо актуально.

Нам нужно вспомнить, что спасение человечества совершилось на Голгофе, и только через Голгофу лежит путь ко спасению каждого из нас. Поэтому так ценен пример новомучеников, опыт их исповедничества и жертвенного следования за Христом, обращаясь к которому каждый христианин получает возможность и в своей жизни приблизиться к евангельскому идеалу.

— Времена гонений — это возможность для каждого окончательно определиться в своей позиции: следовать за Христом или предать Его. Много наших соотечественников показали пример стойкости в вере во времена безбожного режима. Они со смирением приняли все скорби, выпавшие на их долю: лагеря, издевательства надзирателей, пытки и избиения, глумления. Почитание новомучеников — это смысловое следование их подвигу. И в первую очередь — необходимость дать оценку богоборческой власти... Прокомментируйте, пожалуйста.

— Страшные события безбожных гонений — это не повод декламировать пафосные идеологические сентенции. Путь мученичества можно измерить только собственными слезами. Если мы не отдали ни капли собственной крови за свою веру, то нам лучше помолчать в благоговейном страхе и уважении перед тишиной и одиночеством чужой Голгофы. Эта Голгофа нам не принадлежит. По крайней мере, на данный момент. Этот крест можно узнать только тогда, когда на него всходишь. И только после этого он становится твоим. Все остальное — фетиш и пустословие.

Оценку историческим деятелям и событиям, равно как и каждому из нас, даст Сам Господь Бог. Святые мученики и исповедники собственными костьми легли под жернова тоталитарной машины и тем самым хоть немного, но все же сдержали губительное движение зла в этом мире. Глядя на свою жизнь, мы понимаем, насколько далеко стоим сегодня от этого подвига. И все, что нам остается, — молиться с сокрушением и каяться в своих грехах и немощах. Попросим в молитве у сонма святых новомучеников и исповедников крепости сил и дерзновения, чтобы вера наша была живой и действенной, а крест — радостотворным и спасительным.

© 2013–2014 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви

Передрук матеріалів тільки за наявності посилання

Зворотній зв'язок info@mitropolia.kiev.ua