IMG_0406

Введение в храм отроковицы Богоматери – предзнаменование восхождения всех верующих пред Лицо Бога – митрополит Антоний

4 декабря Церковь празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Почему первосвященник Захарий ввел Богородицу в самое сокровенное место Иерусалимского храма – во Святая святых, куда сам имел право входить только один раз в год? Что произошло в те далекие времена и как это отразилось на нас, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).

– Владыко, в чем суть праздника? Что открылось человечеству посредством этого события?

– В празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы положено начало спасения человеческого рода: Бог избирает человека, через которого в мир придет Спаситель Иисус Христос. Это событие есть началом обручения Девы Марии Святому Духу и поэтому, по слову святителя Филарета (Дроздова), – это первый залог обручения всего человечества Божеству. Таким образом, торжественное Введение Пречистой Марии в Иерусалимский храм предвосхищает события Нового Завета, дает надежду на преображение человеческой природы.

Сведения о трехлетней Деве, посвященной на служение Богу, находим в Священном Предании Церкви, которое по своему достоинству равно Священному Писанию, как обладающие единой силой для благочестия. Именно поэтому праздник Введения имеет не только важное историческое и богословское наполнение, но и нравственно-назидательное.

Прежде всего, в истории праздника хотелось бы обратить внимание на праведных родителей Богородицы – Иоакима и Анну. Бесплодное престарелое семейство просит Бога послать им ребенка и в надежде исполнения их сокровенных чаяний они обещают посвятить его Богу. Престарелая Анна, которой было уже около семидесяти лет, рождает. Их смиренная молитва услышана, они рождают Богоизбранное дитя! Мы видим, что у Творца неба и земли нет ничего невозможного, «ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).

Вот явилась долгожданная полнота семейного счастья, преисполненная радость бытия. Исчезло общественное порицание и обиды, связанные с бездетностью благочестивых супругов, преклонные лета более не страшат одиночеством. И праведные Иоаким и Анна являют пример высшего проявления человеческой любви – соединение «своего» с Божественным. Во исполнение обета, данного Творцу, они приводят свою маленькую Дочь в Иерусалимский храм и отдают в Ее объятия Бога, а с Нею – старость и немощи свои, вверяя Всемилостивому Промыслителю и Подателю.

Святитель Феофан Затворник в своем слове на этот Праздник говорит, что «введение в храм отроковицы Богоматери было только предзнаменованием восхождения всех верующих пред Лицо Бога. Основание же и начало тому положено, и самый путь туда проложен Господом Спасителем по Его человечеству. Он вошел, как пишет Апостол, в "самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред Лице Божие" (Евр. 9:24)».

У дверей храма Деву Марию встретил первосвященник Захарий и ввел ее в самое сокровенное место Иерусалимского храма – во Святая святых, куда сам имел право входить только один раз в год. Возникает вопрос, что понудило священника нарушить предписание и вести девочку в наиболее Святое место в храме? Первосвященник Захарий первым увидел в маленькой Марии – Великую Деву, Которая родит Спасителя мира, Которая будет достойна большей чести, нежели Херувимы, и по славе своей будет несравненно выше Серафимов: «И радуется старец Захария, родитель Предтечи, и взывает радостно: "Приблизилась Надежда всех скорбящих ко храму святому, как святая, чтобы быть освященной и стать жилищем всех Царя"» (Стихира на Литии).

– Почему именно с этого праздника начинается усиленная подготовка к Рождеству Христову?

– В Празднике вхождения Богородицы в храм, впрочем, как и в Празднике Рождества Богородицы, показано, что уже положено начало исполнения главного ветхозаветного пророчества о Рождении Мессии от Девы (Ис. 7:14) и засвидетельствовано, что Ветхий Завет является только детоводителем ко Христу. Богослужебные тексты праздника Введения уже наполнены радостью о скором Рождении Сына Божьего, чрез «Пречистый храм Спасов» – Деву Богородицу: «В храм же божественный отданная, как поистине божественный храм, с младенчества в чистоте со светлыми светильниками, явилась Ты вместилищем неприступного и Божественного Света…» (Седален Праздника).

Начиная с этого дня в большинстве церковных служб на утреней поется катавасия, состоящая из ирмосов праздника Рождества Христова, как напоминание о приближающемся торжестве: «Христос рождается – славьте! Христос приходит – встречайте! Христос среди нас на земле – воспряньте! Пой Господу вся земля и с веселием воспойте люди, ибо Он прославился». Это дает основание для христиан петь особые Рождественские песнопения и таким образом радоваться о скором Рождении Мессии Христа.

– Какой нравственный урок Богородица преподает сегодня каждому человеку?

– Сегодня Дева Мария вводится в храм Божий для служения Богу. «Внутри во храме Божием помещается храм, вместивший Бога – Всесвятая Дева…» (Стихира на стиховне). Она с самых юных лет возлюбила особое место присутствия Бога на земле – храм Божий, с этого момента началось воспитание и приготовление Ее души к тому великому дню, когда Она смиренным голосом дала согласие на участие в Тайне нашего спасения: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Обращаясь сегодня к каждому из нас, Церковь напоминает о важности посещения храма для нашего христианского воспитания. При этом не достаточно лишь формального и холодного присутствия, Господь ждет нашего сокрушенного и смиренного сердца – только такое сердце сможет вместить Бога. Не случайно пред Рождеством Христовым Церковью установлен пост как время усиленного молитвенного подвига для подготовки к Великому Празднику Рождения Сына Божьего. И каждый призван потрудиться духовно, чтобы вместе с Ангелами стать свидетелем Тайны Боговоплощения.

pravlife.org

© 2013–2014 Офіційний сайт Київської Митрополії Української Православної Церкви

Передрук матеріалів тільки за наявності посилання

Зворотній зв'язок info@mitropolia.kiev.ua